Главная   Читальня  Ссылки  О проекте  Контакты 

§ 1. О сущности благ

§ 2. О причинном соотношении благ

§ 3. Законы, которым подчиняются блага, в отношении характера их как таковых

§ 4. Время - заблуждение

§ 5. О причинах прогрессирующего благосостояния людей

§ 6. Совокупность благ, находящихся в распоряжении индивида для удовлетворения его потребностей

§ 1. О СУЩНОСТИ БЛАГ

Все явления подчинены закону причины и следствия. Этот великий принцип не имеет исключения, и было бы напрасно искать в пределах, доступных нашему опыту, чего-либо ему противоречащего. Прогрессирующее развитие человечества не обнаруживает тенденции поколебать этот принцип, а, напротив, стремится утвердить его, все более расширить познание области его применения, и, таким образом, непоколебимое и возрастающее признание его связано с человеческим прогрессом.

Точно так же наша собственная личность и всякое ее состояние являются членами этой великой мировой связи, и переход нашей личности из одного состояния в другое, от него отличное, немыслим иначе, как только под действием закона причинности. Поэтому когда человек переходит из состояния ощущения потребности в состояние удовлетворения ее, должны быть налицо достаточные для того причины, т. е. или действующие в нашем организме силы должны устранить наше неприятное состояние, или же на нас должны подействовать внешние предметы, способные по своей природе вызвать состояние, называемое нами удовлетворением наших потребностей.

Те предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время обладаем властью действительно применить данные предметы к удовлетворению наших потребностей, мы называем их благами [Аристотель (Политика I, 3) называет средства к жизни и благосостоянию людей благами. Господство этической точки зрения, с которой в древности смотрели на жизненные отношения, проявляется, между прочим, во взглядах большинства древних писателей на сущность полезности и благ; точно так же во взглядах средневековых писателей проявляется господство религиозной точки зрения. "Полезно только то, что благоприятствует вечной жизни человека", - говорит Амвросий, а Томаззин, принадлежащий по своим воззрениям к средним векам, пишет в своем "Traite de negoce" в 1967 г. (р. 22): "Даже полезность измеряется с точки зрения вечной жизни". Из новых писателей Форбонне определяет блага (biens) так: "Имущества, не приносящие годового дохода, как, например, ценные движимости, плоды, предназначенные для потребления" (Principes economiques, 1767. Chap. I. P. 174 ed. Daire), противопоставляя им в то же время "richesses" (блага, которые дают доход) точно так же, как это делает Дюпон, но в другом смысле (Physiokratie, P. CXVIII). Употребление слова "благо" в смысле современной науки встречается уже у Ле Тросне (De 1'interet social, 1777. Ch. I. § 1), который потребностям противопоставляет средства для их удовлетворения и эти последние называет благами (biens). (Ср. также: Necker. Legislation et commerce des grains, 1775. Part. I. Ch. IV). Сэй (Cours d'economie politique, 1828. I. P. 132) называет благами (biens) "средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей". Направление, по которому пошло в Германию учение о благе, видно из следующего; понятие "блага"